- Трагедия
- (греч. tragodia, лат. tragoedia — песнь козлов). Предшественником Т. уже в античности считался дифирамб. Благодаря поэту Ариону дифирамб на Пелопоннесе стал произведением хоровой лирики, которое исполнял хор одетых в костюмы сатиров (отсюда, вероятно, и происходит назв. «Т.»). Начиная со 2-й пол. 6 в. до н. э. дифирамбы исполнялись в Афинах на Великих дионисиях. Феспид первым использовал наряду с хором одного актерадекламатора, дававшего пояснения по ходу представления, создав т. о. предпосылку для диалота. Позже Эсхил ввел второго, а Софокл третьего актера-декламатора, так стало возможным драматич. действие, независимое от хора. Внешнее построение Т. подчинено строгой схеме. После исполн. актером пролога следует вступительная песнь хора — парод (parodos), затем отдельные сцены — эписодии (epeisodia), отделяемые друг от друга стасимами (stasimon). Вслед за последним эписодием хор исполняет заключительную песнь — эксод (exodos). Т. включала в себя около 1400 стихов. В Афинах ежегодно по праздникам в честь Диониса проводились состязания поэтов, во время которых исполнялись Т. Каждый день исполнялась тетралогия одного автора, состоящая из трех Т. и одной сатировской драмы. Основу драм составляли мифологич. мотивы, драмы же на совр. темы авторы ставили редко. Начиная с Софокла сюжетное единство тетралогии перестает являться необходимым условием. По окончании празднеств жюри оценивало произведения и распределяло награды. Предпосылкой для расцвета Т. как жанра искусства явилась демократия полисов. Из числа трагиков до Эсхила нам известны лишь Херил, Пратин, Фриних и Феспид, творчество которых представлено лишь отдельными фрагментами. Своего апогея греч. Т. достигла в произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида. Для этих поэтов характерно глубоко гуманистич. толкование актуальных проблем и событий, которые под прикрытием мифологич. сюжетов нашли отражение в Т. этих авторов. В идейном содержании дошедших до нас драм отразилось также развитие демократии в полисах. В последующие века эти Т. ставились регулярно, постепенно становясь классич. Благодаря этому в отличие от произведений других многочисл. трагиков 6–5 вв. до н. э. (Агафон, Ион Хиосский) творения Эсхила, Софокла и Еврипида хотя и не полностью, но все же дошли до нас. Жанр трагедийной поэзии существовал и в 4 в. до н. э., однако сохранились лишь явно подражательные Т., среди которых и приписываемая Еврипиду драма «Рес». Начиная с 240 до н. э. городские власти Рима на всех праздниках организовывали театральные представления. Немногочисл. дошедшие до нас фрагменты рим. Т. свидетельствуют о том, что большинство их представляло собой свободную обработку произведений греч. трагиков, в осн. Еврипида и Эсхила. При этом предпочтение отдавалось драмам, сюжеты которых были заимствованы из легенд троянского цикла. В отличие от греч. рим. Т. включали в себя множество музыкальных вставок и вокальных партий актеров, в то время как хоровые партии утрачивали свои ведущие позиции; в эпоху правления Суллы к каждому представлению Т. присоединялась ателлана, а позднее мим (подобие греч. тетралогии). Первую Т. в Риме поставил Ливии Андроник в 240 до н. э. За ним последовал Невий, создавший новый вид Т. — претексту (fabula praetexta), в основу которой был положен сюжет из рим. мифологии и истории. Гл. действующими лицами претекст были рим. чиновники, по назв. одежды которых — тога претекста (toga praetexta) — и получил наименование этот вид Т. Вслед за этим появились многочисл. драмы Энния, в т. ч. на рим. темы. Своих наиболее значительных представителей рим. Т. получила в лице Пакувия и Акция. В качестве сюжета оба использовали греч. и нац. меч ивы. Начиная с 1 в. до н. э. публика постепенно начинает герять интерес к трагедийной драме, несмотря на блестящие постановки. Все меньше появляется новых Т., хотя некоторое время сохраняется мода сочинять их (Цицерон, Цезарь, Август). В конце 1 в. были написаны знаменитые Т. Азиния Поллиона, Вария Руфа и Овидия; большую популярность завоевывает исполнение отдельных сольных партий под аккомпанемент из этих произведений, а также пантомима. В 1 в. трагедийная поэзия переживает свой последний подъем, в первую очередь благодаря Сенеке, Помпонию Секунду и Куриацию Матерну. До нас дошли мн. драмы Сенеки, некоторые рим. Т. сохранились полностью, среди них есть одна претекста, авторство которой сомнительно. Произведения Сенеки оказали большое влияние на классиков итал., франц. и ант л. драмы. Из всех лит. жанров античности 1. оказала самое большое влияние на мировуто литературу. Формы освоения трагедийного драма тич. наследия античности включают в себя макс, приближ. к оригиналу постановку и адекватный перевод (Гёльдерлин), заимствование стожета (Гёте) и использование драматич. структуры (Шиллер), свободную обработку (Брехт) и музыкальное переложение (Мендельсон).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.